Вышивание – увлекательный и захватывающий процесс. Создавая крестик за крестиком свое произведение, будто растворяешься в реальности и погружаешься в иной мир. И тогда сама вышивальщица может стать образом произведения высокого искусства – идеальным образом для художника.
Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
В. А. Тропинин. Золотошвейка.1826. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва. |
В этом портрете ярко воплотились представления художника о лучших качествах женщины - приветливости, мягкости, домовитости. Простота и правдивость удачно сочетаются с миловидной грацией натуры. Тропинин очень внимателен к деталям, говорящим о золотошвейке, как представительнице определенного трудового социального слоя; он заботливо отмечает характер ее прически, платья и особенно всех принадлежностей шитья.
В. А. Тропинин. Кружевница. 1823. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва. |
Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее чем знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. Лишь в набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые, согбенные, некрасивые, убитые работой. В „Кружевнице" трогательно воспето чувство внутреннего достоинства, сохраняемого, не глядя ни на какие препоны уродливого быта. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра. А в картине главным является желание показать, что и простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. Он не просто описывает быт поселян, он любуется ими, воспевает людей из народа, создает поэтический идеал красоты русского крестьянина и его быта. Крестьян, изображенных Венециановым, отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм.
А. Г. Венецианов. Крестьянская девушка за вышиванием. 1843. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва. |
Николай Васильевич Неврев (1830 — 1904) – исторический и жанровый живописец и портретист. Широкая известность к художнику пришла в середине 1860-х годов с исполнением им ряда жанровых картин из русского быта и русской истории, для которых характерны обличительная острота, убедительность социальных характеристик и подробная разработка сюжетных ситуаций.
Н.В. Неврев. За вышиванием. Новокузнецкий художественный музей. |
Юлий Яковлевич Леман (1834 - 1901) - портретный живописец, известность которому принесли дамские портреты, головки и полуфигуры молодых женщин.
Ю.Я. Леман. За рукодельем. 1887. |
Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) — русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Известен своими историческими картинами; росписями Владимирского собора в Киеве, храма Александра Невского в Абастумани, Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; мозаиками и иконами церкви Спаса на крови в Петербурге; и лиричными портретами родных, духовно-близких людей и людей искусства и науки.
М. В. Нестеров. Портрет Е.П.Нестеровой за вышиванием. 1909. Картон, масло. Частное собрание. |
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 —1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы. Плавные, «музыкальные» ритмы картин воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры, которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна.
В. Э. Борисов-Мусатов. Леди вышивает. 1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. |
Александр Иванович Лактионов (1910-1972) – русский художник, мастер жанровых картин и портретов, отличавшихся бытовой конкретностью и тщательной детализацией. В силуэте вышивающей девочки, сидящей на окне, лицо написано со всей мягкостью и жизненностью образа и – что особенно важно – со всей цельностью и богатством золотистой гаммы.
А. И. Лактионов. За вышиванием. 1954. Бумага на холсте, пастель. Национальная картинная галерея, Индия. |
Игорь Сидельников (1937 – ) – российский художник, отдающий предпочтение писать пейзажи своего родного края – Мордовии, ее жителей.
И. Сидельников. Вышивальщицы. |
Семен Николаевич Виноградов – современный народный художник Удмуртской Республики, живописец. Создает на холсте радостный и светлый, полный гармонии мир добрых и талантливых людей. Художник глубоко почувствовал и передал средствами живописи духовную сущность веками складывавшегося жизненного уклада удмуртов. В образную ткань его картин органично вошли излюбленные краски удмуртских мастериц, народное представление о красоте, народные обычаи, образ жизни удмуртов.
С.Н. Виноградов. Вышивальщица. 1959. Холст, масло. |
Игорь Юрьевич Каменев (1955 – ) – современный российский художник, работающий главным образом в технике масляной живописи, но наряду с этим в совершенстве владеющий практически всеми живописными техниками. Особо выделяются своей изысканностью и мастерством исполнения акварельные работы.
И. Ю. Каменев. Вышивальщица. 1980. |
И. Ю. Каменев. Вышивальщица. |
Ирина Евгеньевна Калентьева (1965 – ) – современный художник-иллюстратором и художественный редактор.
И.Е.Калентьева. Рукоделие. 2002. |
Елена Ясько (1969 – ) – современный российский художник. Живет и работает в Азове.
Е.Ясько. Анфиса-рукодельница. 2001. |
Как приятно было почитать и посмотреть на образы вышивальщиц,стало очень приятно в такой компании!!
ОтветитьУдалитьЕсть еще кружевница у Вермеера, но милее всех мне Кружевница В.В. Верещагина
ОтветитьУдалить