Происхождение
Современные сэмплеры представляют собой вышитый декоративный элемент декора. Однако они играют важную историческую роль: вышивка сэмплера является неким методом сохранения информации о той или иной эпохе. До появления печатных схем для вышивки вышитые дизайны переходили из рук в руки, некоторые даже «путешествовали» по Европе из Ближнего Востока. Подобная запись схем и мотивов на ткани для последующего использования являлась основным способом хранения информации. Мотивы, стежки и швы накапливались на одном полотне и образовывали то, что на современном языке рукодельниц называется сэмплер.
Термин «сэмплер» происходит от латинского слова «exemplum», означающего «пример для следования, образец, модель». Это вышивка, выполненная для демонстрации или проверки вышивальных навыков. Чаще всего сэмплер включает в себя алфавит, цифры, узоры, декоративные рамки. Некоторые рукодельницы добавляют своё имя и дату окончания вышивки.
Термин «сэмплер» происходит от латинского слова «exemplum», означающего «пример для следования, образец, модель». Это вышивка, выполненная для демонстрации или проверки вышивальных навыков. Чаще всего сэмплер включает в себя алфавит, цифры, узоры, декоративные рамки. Некоторые рукодельницы добавляют своё имя и дату окончания вышивки.
История сэмплера сквозь века и страны
Искусство вышивки сэмплера играет важную роль в жизни каждой рукодельницы. Его многовековая история и традиции развивались во многих странах по всему миру. Каждая страна стремилась сохранить свои национальные характерные черты, хотя и имел место международный обмен схемами и дизайнами.
Самые ранние похожие на сэмплеры вышивки были найдены в египетских гробницах. Они были выполнены двойным сметочным стежком (гольбейн). Данные сэмплеры и оказали влияние на развитие европейских традиций.
Первые коллекции сэмплеров начали появляться в начале 16 века, именно тогда вышивка на одежде и предметах домашнего обихода стала чрезвычайно популярной. Они вышивались, главным образом, женщинами, реже молодыми девушками на ткани шириной 15–23 см. Именно такую ширину имел станок, на котором ткались полотна для шитья и вышивки. Так как ткань на тот момент была дорогим удовольствием, зашивалась практически вся её поверхность. Такие сэмплеры ценились очень высоко, их передавали из поколения в поколение и часто упоминали в завещаниях.
Использовались сэмплеры 16 века в качестве образцов различных орнаментов, вышивальных стилей и швов: разноцветнее геометрические узоры, рисунки в виде животных или растений, алфавиты, ассизи, блэкворк, филейную вышивку, ришелье, а также вышитое кружево. Рукодельницы также демонстрировали свои навыки в исполнении разнообразных стежков: крест cross stitch, венгерский стежок Hungarian stitch, флорентийский стежок Florentine stitch, eyelet, Algerian eye, long-armed cross, tent stitch, two-sided Italian cross, rice stitch, сметочный стежок running stitch, двойной сметочный стежок (гольбейн) double running, петельный стежок buttonhole stitch.
Ранний известный английский сэмплер датируется 1598 годом. Его вышила Джейн Босток в честь рождения дочери (или племянницы) Элис Ли. Сейчас он экспонируется в коллекции сэмплеров Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Данный сэмплер представляет собой разнообразные мотивы, выполненные в различных техниках (крест, назад иголку, satin, chain stitch, ladder stitch, buttonhole, detached buttonhole, couching, two-sided Italian cross, bullion knots, французские узелки) с использованием металлизированных нитей, жемчуга и бисера.
Первые сэмплеры обычно хранились в корзине для рукоделия для того, чтобы к ним можно было обратиться в случае необходимости или для того, чтобы их можно было пополнить новыми узорами и стежками, которые были изучены. Наиболее популярны были сэмплеры, сделанные в произвольной манере, при этом небольшие мотивы и новые стежки размещали близко друг к другу для экономии места.
Сэмплеры были повседневной вещью для девочек с трехлетнего возраста. Именно тогда они начинали обучаться рукоделию, вышивая свои страхи перед приближающимся неизвестным будущим и призывая Бога или ангелов - хранителей на свою защиту. На таких сэмплерах можно было увидеть изображения зданий, животных, деревьев, цветов или цепочек из букв и чисел.
Наибольшего расцвета сэмплеры достигли в 17-18 столетиях. Отрезок ткани стал почти квадратным, и поперечные группы стежков уступили место полноценному дизайну, выполненному гобеленовым стежком, крестиком, гладью. В сэмплерах стали появляться бордюры с геометрическими или цветочными узорами, религиозные и моральные изречения.
В Германии характерной чертой сэмплеров 17 века являлось использование простенького цветочного бордюра вокруг геометрических узоров или алфавита. Английские сэмплеры представляли собой длинное полотно с мотивами, вышитыми крестом разноцветными нитками. Датские сэмплеры отличались квадратной формой полотна. Испанские сэмплеры выделялись использованием ярких цветов, шелковых нитей и полотен белого цвета. Доминирующими элементами являлись геометрические узоры и изображения животных и птиц. Французские рукодельницы вышивали сэмплеры квадратной формы и в основном крестом на муслине. Итальянки же демонстрировали свои навыки в вышивке разных стежков – feather stitch, double running, гладь satin stitch, chain stitch, изображая религиозные сюжеты.
В данную эпоху сэмплеры стали вставлять в рамку и вывешивать на всеобщее обозрение как художественное произведение. По законченному сэмплеру судили о навыках вышивальщицы, они являлись предметом ее гордости, а также источником восхищения и вдохновения для других.
Поскольку текстиль был чрезвычайно дорогостоящим, и на сэмплеры тратилось много дорогих материалов, они являлись свидетельством богатства семьи. Сэмплеры также свидетельствовали о грамотности вышивальщицы и ее будущей роли хранительницы прекрасного текстиля.
Сэмплеры 18-19 веков резко контрастировали с ранними экземплярами. Они приняли формат вышитой картины с симметрично расположенными узорами и изображениями животных и растений. Большое внимание стало уделяться выбору сюжета и расположению элементов сэмплера на полотне. Из материалов предпочтение отдавалось льну, тэмми (полушерстяная ткань) и полотну из чистой шерсти. Хлопок и сатин использовались для создания географических карт. Что касается нитей, вышивали шелком и льняными нитями с добавлением шерстяных или хлопчатобумажных. Ну а стежки выполняли в основном следующие: крест, Algerian eye, double running stitch и four-sided stitch. Однако к концу 19 века «выжил» только классический крест, остальные же потеряли свою популярность.
Особый интерес представляют американские сэмплеры 18-19 столетий. Симметрично расположенные сюжеты на квадратном полотне, разнообразие стежков и цветов являли собой новое веяние в рукодельной моде. Среди тканей популярностью пользовались небеленый лен и полотна светло-коричневого, серого, черного и бутылочного цветов. Также стали появляться сэмплеры из муслина и грубого сукна, смеси льна и шерсти. Широкое использование получили шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные нити. Сюжетами для американских сэмплеров 18 века служили широкие бордюры, цветочные дизайны и сценки с изображением людей, растений, животных (в основном собак и овец) и ангелов.
Значительный вклад в историю развития искусства сэмплеров 18 века так называемый квакерский стиль, известный также как филадельфийский или пенсильванский. Название квакерский стиль получил в честь квакеров (англ. Quakers) – представителей религиозного общества, известного своим неприятием насилия в любой форме, а также широкой социальной деятельностью, направленной на утверждение в обществе идеалов гуманизма и пацифизма. Быту квакеров свойственен аскетизм. Это и нашло свое отражение в вышивке. Характерной особенностью квакеров являются: использование полного креста, простые по содержанию монохромные узоры и восьмиугольная форма. Огромное историческое значение имеют квакерские сэмплеры школы Ackworth.
В 19 веке все сэмплеры в целом и американские в частности, утратив чисто практическую функцию, стали отображать семейные события, такие как рождения, смерти, свадьбы и т.д., а также генеалогические деревья, семейные хроники. Они превратились в средства обучения религии, географии, математики и языка. Как учебное пособие, сэмплеры могли изображать алфавиты, географические карты, математические таблицы, фразы с библейским или религиозным смыслом. Вышивались сэмплеры и на политическую тематику: рукодельницы изображали орлана, смотрящего влево, подобным образом выражая свои политические взгляды и патриотизм. Данные сэмплеры выполнялись преимущественно шерстяными нитками на грубом полотне.
Традиционные символы в сэмплере
Символы, используемые в сэмплерах, несут свою смысловую нагрузку и раскрывают истинное значение изображенных образов. Они имеют свое происхождение из легенд и фольклора, от геральдических эмблем и религиозных символов.
Животные
Изображения животных являются своего рода аллегорией человеческих благодетелей и пороков.
Белка: зло, беда.
Единорог: целомудрие и чистота. Популярное мифологическое существо, его рог наделялся волшебными свойствами. Он мог очистить отравленную воду; сосуд, сделанный из его рога, растворял яд и предотвращал болезни. Белый единорог, означающий целомудрие и непорочность, символизировал Деву Марию.
Заяц: боязливость, робость.
Козел: в античности был символом порочности и похотливости, в средневековье стал символом Сатаны. Символ проклятых и обреченных (в Евангелие грешников сравнивают с козлами).
Кот/кошка: праздность и кокетство, любовь к покою и свободе. Считается священным животным древнего Египта.
Кролик: часто изображается со львом; изображение кролика, преследуемого собакой, означает душу, избавляющуюся от зла.
Лев: сила, непреклонность, отвага; львица с детенышами символизирует доброжелательность в датских и германских сэмплерах.
Лошадь: в германской мифологии священный конь Богов являлся символом солнца. Означает мужскую силу и плодовитость, также боевой дух, гордость, скорость, пыл. Лошадь и ее наездник символизируют человеческие и божественные стороны Христа.
Обезьяна: Дьявол; символизирует пороки на фоне добродетелей Девы Марии.
Олень: кротость и гордость; в датских сэмплерах – страсти по Христу. Два оленя, пьющих у ручья, символизируют таинство крещения.
Собака: преданность и бдительность; в значение верности изображается с ключами или перстнем. Также может означать зависть и гнев.
Ягненок: доброжелательность (Агнец Божий).
Птицы
Птицы считаются символами души. Изображение птиц парами символизирует вечную жизнь.
Аист: родительская любовь, дочерняя и сыновья привязанность.
Голубь: доброжелательность, милосердие, любовь, супружеская верность, смиренность, искренность и кротость; символ Святого Духа. С буквой на клюве голубь – вестник любви; пьющий у фонтана символизирует вечную жизнь, духовную жизнь и спасение от греха; два голубя, обращенных друг к другу означают мир. Как символ мира часто изображается с оливковой ветвью в клюве.
Гусь: бдительность, а также скудоумие, доверчивость и болтливость.
Лебедь: птица любви. Ассоциируется с Венерой и Купидоном; означает легкую смерть (согласно поверью, умирая, лебедь сладкозвучно поет). В германской мифологии символ Одина, вестник света и жизни. Популярный символ в сэмплерах 19 века, означающий чистоту и удачу.
Орел: сила, вера, гордость, благородный помысел и острое зрение; будучи национальной эмблемой США, часто используется в американских сэмплерах.
Павлин: хвастовство, тщеславие, роскошь, а также снисходительность или неувядаемая слава. Является эмблемой Христа, воскрешения и вечной жизни, согласно поверью плоть павлина не разлагалась, и оперение обновлялось ежегодно. В средневековье павлин означал поведение, подобающее королю или рыцарю. У рыцарей существовал обет павлина, когда они давали клятву верности над жареным павлином.
Пеликан: благочестие и милосердие, также символ смерти и воскресения, распространенная эмблема смерти Христа на кресте. В христианской легенде пеликана, питающего своей плотью и кровью потомство, сравнивали с Иисусом Христом, пожертвовавшим Свою кровь ради спасения человечества.
Петух: бдительность, символ Христа как победителя тьмы; символ покаяния (апостол Петр раскаялся при пении петуха). Часто изображается парами в датских сэмплерах.
Попугай: болтливость и сплетни.
Птица в клетке: в датских сэмплерах означает надежду.
Птица с письмом: означает объяснение в любви.
Сова: имеет две противоположных значения – мудрость и познание (связана с Афиной, богиней мудрости) и алчность. В геральдике сова означает бдительность, настороженность, рассудительность, уединение.
Сокол: гордость и благородство.
Утка: у древних греков означала супружескую верность.
Феникс: надежда.
Насекомые, пресмыкающиеся, рыбы
Бабочка: свобода, воскрешение. Цикл жизни бабочки символизирует бессмертие, воскрешение человеческой души.
Жук: целомудрие, а также усердие и трудолюбие.
Змея: греховность и злобность.
Мотылек: непостоянство, радость, веселость, удовольствие.
Пчела: символ надежды.
Рыба: древний христианский символ таинства крещения (изображается в строго вертикальном положении).
Улей: эмблема монастырского или церковного сообщества.
Черепаха: сила и медлительность; изображение черепахи, несущей свой панцирь, - напоминание для целомудренной женщины оставаться в стенах своего дома.
Цветы
Анютины глазки (фиалка трехцветная): символизирует Святую Троицу в связи с трехлистной формой цветка.
Венец (венок): символ победы. Изображение мужчины и женщины, держащих венок, означает свадьбу.
Водосбор: из-за похожести на голубя по форме, является символом Святого Духа.
Гвоздика: по христианской легенде гвоздика вырастала из земли от слез Девы Марии, шедшей на Голгофу; розовая гвоздика – символ материнской любви, настоящего и страстного чувства. Три гвоздики ассоциируются с тремя гвоздями Иисуса.
Жимолость: твердая вера и бессмертная любовь; согласно поверью обладает силой для предотвращения сглаза.
Календула: покорность; цветок Солнца.
Корзина с цветами: символ дружбы и любви.
Лилия: чистота и невинность; в шумерской, вавилонской, ассирийской и египетской мифологии являлась символом плодородия. Лилия имеет религиозное значение как цветок небес; связана с Девой Марией как символ целомудрия. Ассоциируется с Искупителем, святыми и Царствием Божиим.
Маргаритка: скромность и покорность.
Незабудка: символ преданности и дружбы.
Примула: имеет два значения – молодость и первая любовь, а также преждевременная смерть. По поверью примула защищала от ведьм и предохраняла скот от болезней.
Роза: любовь, красота, радость; ранний языческий символ земной любви. Ассоциируется с Девой Марией как цветок божественной любви. Символизирует кровь мучеников, пять роз – пять ран Христа. В средневековье – символ мистического видения и аристократической любви.
Трилистник (клевер): национальный символ Ирландии.
Тюльпан: символ настоящей любви. Излюбленный мотив в датских сэмплерах.
Фиалка: скромность, сдержанность, грусть.
Цветы (распущенный цветок с бутоном): означают мать и дитя.
Чертополох: национальный символ Шотландии, обозначающий власть и защиту.
Фрукты и ягоды
Ананас: символ гостеприимства. Моряки ставили ананас на подоконник как символ их возвращения домой.
Виноград: ассоциируется с кровью Христа; кисть винограда – Христос на кресте.
Вишня: райская ягода.
Гранат: как эмблема христианской церкви означает надежду на вечную жизнь. На Ближнем Востоке – символ плодородия из-за большого количества семян.
Груша: иногда считается «кандидатом на роль» запретного плода.
Клубника: праведность (считалась идеальной ягодой – без косточек и семечек); листочки трехлистной формы – символ Святой Троицы, белые цветочки – невинность и чистота.
Фруктовая корзина: означает любовь, плодородие, богатство, здоровье и счастье.
Яблоко: символ любви и плодородия из-за своей красоты и сладкого вкуса. Является символом признания в любви. С другой стороны, в христианской традиции яблоко – запретный плод. В американских сэмплерах 7 яблок означают 7 смертельных грехов.
Деревья
Ветка вишневого дерева: означает плодородие, богатство и здоровье.
Древо Вселенной: древний символ Вселенной, изображался в виде ясеня, корни которого уходили в подземное царство, а ветви касались облаков
Древо жизни: в различных источниках изображалось по-разному: согласно египетской мифологии на ветвях древа жизни жили Боги и питались его плодами – «хлебом жизни»; в некоторых религиях древо жизни располагалось на востоке, где восходит солнце, и окружалось божественными существами или привидениями. По сказаниям Персии древо жизни окружалось птицами, а в греческой мифологии на древе жизни росли золотые яблоки, которые даровали бессмертие. По индийской традиции древо жизни вышивалось на рождение ребенка.
Древо познания: дерево в Раю (познание изображалось в вилле плодов яблок или груш), ведущее к грехопадению. Популярный мотив для сэмплера – Адам слева, Ева справа (одетая или обнаженная) и Змий-искуситель, который обвивал дерево против часовой стрелки и был обращен к Еве.
Желудь: символ плодородия и жизни; используется в качестве декоративного элемента в бордюре.
Оливковое дерево: мир и доброжелательность.
Плакучая ива: символ печали и утраты обездоленных; по американской традиции вышивался по какому-либо траурному случаю.
Фруктовое дерево: в христианстве – соблазн и зло (обычно изображалась яблоня с 15 плодами). В американских сэмплерах 7 яблок означали 7 смертных грехов.
Люди и фигуры
Ангел: посланник Бога.
Женщина: символ жизни; часто изображалась с пальмовой ветвью.
Мужчина: супружеская верность; часто изображался с птицей, сидящей на руке
Мужчина и женщина (Адам и Ева): символизируют супружество. Однако с религиозной позиции изображение Адама может восприниматься как символ добра, а изображение Евы – как символ зла.
Русалки: тщеславие.
Символы
Восьмиугольник: символ Природы.
Звезда: 8-конечная – эмблема Вифлеема, 6-конечная – звезда Давида, 5-конечная – символ рождения Христа.
Квадрат: символ Природы; цифра 4 может означать: 4 автора Евангелие, 4 пророка, 4 реки Рая, 4 стихии, 4 времени года или 4 стороны света.
Кольцо (круг): вечность и союз.
Корона: вечность (германский символ), монархия (британский символ), независимость (божественная и земная), верность.
Крест: символ веры в Христа.
Крест, сердце, якорь: христианские символы веры, любви, надежды.
Сердце: божественная любовь. Сердце с ключом означает человека, обладающего ключом от чьего-то сердца. Сердце, пронзенное стрелой, – символ всепобеждающей любви. Сердце с крестом и якорем – трехзначный символ веры (крест), надежды (якорь) и любви (сердце).
Прочие символы
Арфа: означает чистоту.
Веер: символ любви, флирта, ухаживаний.
Весы и меч: символы правосудия.
Карты таро: божественная сила и элементы человеческой жизни – семья, дружба, любовь, деньги, работа.
Колокол (колокольчик): означает счастливый случай.
Корабль: надежда, свадьба.
Ленты: тайный поклонник
Мебель и предметы домашнего обихода: удовлетворение, гостеприимство и радушие.
Мельница: обычно изображалась в датских сэмплерах о сельской жизни.
Песочные часы: течение времени.
Подкова: большая удача.
Подсвечник: преданность, бдительность, мольба. Пара подсвечников – гостеприимство, привязанность к семейному очагу.
Ракушка: ассоциируется с Венерой – богиней любви и обозначает счастливую судьбу.
Рог изобилия: символ здоровья, щедрости, плодородия.
Свеча: символ Христа (воск означает чистую плоть, фитиль – Его душу, свет свечи – божественность).
Строение (-я): это может быть дом, школа или общественные здания, которые занимают важное место в жизни вышивальщицы.
Стулья: гостеприимство и любовь к уюту и домашнему очагу.
Церковь: символ существования Бога на земле.
Печально, но факт, когда сэмплер стал выполнять лишь декоративную функцию, он потерял былую популярность, и требования к его исполнению резко упали. Однако к концу 20 века стал вновь набирать оборот интерес к сэмплерам 17-19 столетий. Современные дизайнеры также не остаются равнодушными и создают новые разработки для этой традиционной формы рукоделия.
Сэмплеры – это и своеобразное пожелание, девиз, и демонстрация высокого мастерства вышивальщицы. Их можно готовить к различным памятным событиям, праздникам, годовщинам, дням рождения. Вашему вниманию предлагаются сэмплеры к юбилею, свадьбе, рождению ребенка, семплер-алфавит, сэмплер-календарь, или просто красивая подборка сюжетов на разнообразные тематики – животные, растения, морскую, кухонную, восточную или рукодельную.
Вы можете копировать старинные образцы, приобрести современные разработки или создать собственные. Вот несколько советов по разработке своего сэмплера:
1. Выберите мотивы, подходящие под ваш замысел (их можно разработать самостоятельно или найти в какой-либо книге по вышивке).
Сэмплер имеет центральный сюжет (фокус), в качестве которого может выступать стих, текст или просто вышитая картинка. Важно согласовать центр вышивки и окружение. К примеру, если стих о Луне и звездах, то для украшения вышивки используйте Луну, звезды и т.п.
2. Выберите дизайн окантовки, согласующийся с центральным мотивом. Подберите цвет ниток, подходящие под интерьер дома.
Окантовка может состоять из простого чередования блоков стежков, повторения цветочного мотива, букв, цифр.
3. Для проектирования используйте миллиметровку. Разместите на ней вариант окантовки, а затем выберите центральное изображение и расположите остальные мотивы относительно центра в привлекательной для вас композиции.
Несмотря ни на что, сэмплер был, есть и будет оригинальным произведением рукоделия благодаря своей богатой, уникальной истории, преданности традициям и постоянному развитию.
При написании статьи использованы материалы сайтов:
Марина, супер-статья!!! Очень грамотно и интересно!
ОтветитьУдалитьОчень познавательно
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо за такую шикарную статью!!! очень познавательно!!!
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо!Очень интересно и полезно.
ОтветитьУдалитьОчень познавательно и полезно! Разместила у себя на сайте и группе ВК :)
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо!!! Интересно, замечательно!
ОтветитьУдалитьспасибо
ОтветитьУдалить